Ключевая стратегия – реализация национальных программ диабета
Национальные программы диабета являются проверенной и надежной стратегией, позволяющей определить эффективный и согласованный подход к повышению качества и результатов лечения и профилактики диабета. Желательно, чтобы Национальные программы диабета были разработаны во всех странах.
С 1986 года Национальные программы диабета начали разрабатываться и внедряться во многих странах. Это осуществлялось при поддержке различных региональных деклараций и планов, и, в основном, как результат сотрудничества ВОЗ и МФД. Эти программы позволили объединить и направить усилия в борьбе с диабетом, которые предпринимались различными правительствами и негосударственными организациями.
В основном эти программы являются комплексными планами, направленными на улучшение организации, качества и доступности профилактики и лечения диабета. В независимости от имеющихся возможностей потребностей и ресурсов они могут быть относительно простыми или высоко специфическими. Они могут развиваться и внедряться в качестве самостоятельных стратегий или планов действий или являться отдельными компонентами более широких программ или планов действий по борьбе с НИЗ. И в том, и в другом случае целью является интеграция и связывание воедино действий, основанных на данных доказательной медицины, планируемых и координируемых государством и реализуемых на уровне страны, государства, района или на местном уровне. Эти планы должны быть зафиксированы документально, являться прозрачными и доступными для всех заинтересованных групп. Они должны содержать цели и задачи, поддержанные стратегическим планом, конкретные временные рамки и ключевые вехи, информацию о финансировании и способах оценки. За реализацию программ борьбы с диабетом/НИЗ должны отвечать на высшем правительственном уровне, желательно, на уровне кабинета премьер-министра. Крайне необходимо заручиться одобрением, поддержкой и руководством со стороны министерства здравоохранения.
Национальная программа диабета является системным и координированным подходом, направленным на улучшение организации, доступности и качества профилактики и лечения диабета, обычно она представлена в виде комплексной политики, пропаганды и плана действий, охватывающих:
- основные типы диабета, т.е. диабет 1 и 2 типа и гестационный диабет
- весь континуум ухода от первичной профилактики до лечения и паллиативного ухода
- ресурсы, услуги и системы, поддерживающие профилактику и лечение
Ключевыми элементами комплексной национальной программы диабета являются:
- первичная профилактика - профилактика развития факторов риска
- вторичная профилактика – профилактика развития диабета
- третичная профилактика – профилактика развития осложнений посредством ранней диагностики, эффективного мониторирования, лечения и ухода за людьми с диабетом
- системы финансирования и системы поддержки профилактики и лечения:
- медикаменты, оборудование и поставки
- работники и услуги
- информационные и коммуникационные системы
- системы мониторирования, надзора и оценки
- политика внутри клиник, создание/внедрение руководств и управление
Руководящие принципы
Основным принципом, лежащим в основе Национальных программ диабета, является социальная справедливость. Этот принцип должен отражаться в стратегиях, обеспечивающих равный доступ всем нуждающимся, независимо от расы, религиозной принадлежности, социально-экономического статуса и места жительства, к любым средствам, которые позволят обеспечить наилучшие результаты для каждого человека. На практике это означает:
- облегчить доступ всем нуждающимся к минимально необходимому пакету эффективных и экономически доступных лечебных мероприятий, методам и диагностике
- рассмотреть и принять меры для обеспечения равного доступа социально незащищенным группам, таким как маленькие дети, пожилые люди, коренные меньшинства и люди, живущие за чертой бедности.
- добиться того, чтобы в основе политики и практики лежали данные основанные на доказательной медицине, чтобы они руководствовались мнением экспертов, консенсусом между всеми заинтересованными сторонами и подходом, сконцентрированном на человеке.
Кого следует привлекаться?
Нужды людей с диабетом или тех, кто находится в группе высокого риска, должны быть в центре Плана. Однако, так как диабет затрагивает всю семью, целые сообщества и подрывает национальные экономики, в борьбу по снижению его тяжелых последствий следует вовлекать как можно больше заинтересованных сторон. Вовлечение или хотя бы оценка роли каждого сектора или уровня в планировании и продвижении Национальной программы диабета совершенно необходимы, если мы хотим получить максимальную поддержку, обеспечить внедрение и оказать влияние. Таким образом, имеет смысл составить схему, отражающую роль каждой из заинтересованных сторон с тем, чтобы на государственном
уровне выявить ключевые фигуры и группы, которые могли бы оказать положительное влияние на весь ход процесса. Кроме профессионалов, людей с диабетом (т.е. потребителей), фармацевтических компаний и ВОЗ, к их числу можно отнести государственные департаменты и агентства, такие как сельского хозяйства транспорта, архитектуры, планирования, образования и казначейство. По возможности следует привлекаться также пищевую промышленность, ассоциации работодателей и профессиональные союзы, страховые компании, частные благотворительные организации, а также неправительственные организации, не работающие в сфере диабета.
Приоритеты
Приоритетным является только одно направление, причем, доказана его ценность, потенциал высокой отдачи вложенных средств и способность исключать дублирование и неэффективные действия. Такой подход принят повсеместно, существует множество положительных примеров и большое количество научной литературы и образцов, подтверждающих его эффективность. Страны должны:
• пересмотреть и обновить существующие или разработать и внедрить новые Национальные программы диабета.