Ожидаемые результаты
Чтобы результаты воздействия на диабет были максимально эффективными, необходим координированный межсекторальный подход, подкрепленный серьезной поддержкой правительств и Организации объединенных наций.
Укрепление связей между организациями и
учреждениями
Отдельные страны должны возлагать Ответственность за борьбу с диабетом и другими НИЗ в некоторых странах должна возлагаться на самый высокий правительственный уровень, как например, кабинет премьер-министра, кабинет министров или департамент финансов. В идеале все страны будут иметь единую координационную инстанцию, общую систему планирования и мониторирования. Данный подход может опираться на создание головной организации или агентства, уполномоченного действовать в качестве посредника между государственными учреждениями. Либо он может заключаться в поддержке министерств здравоохранения или их департаментов, ответственных за НИЗ, при:
- координации внутри министерства вопросов, связанных как неинфекционными, так и инфекционными заболеваниями
- координации действий, функций и политики как внутри одного министерства, так и между различными министерствами, например, финансов, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, окружающей среды, планирования, труда
- принятии на себя большей части ответственности за разработку и внедрение подхода «здоровье в каждом политическом решении»
- разработке национальной политики профилактики, лечения диабета и диабетологической помощи в соответствие с между- народно признанными стандартами и устойчивым развитием системы здравоохранения страны и резолюцией ООН 61/225 по диабету
- составлении национального списка эссенциальных препаратов и методов первой необходимости как основы для эффективной закупки и поставки государственным и частным сектором этих препаратов
- установлении приоритетов и гармонизации помощи доноров, международной помощи и агентств по развитию
- трансляции доказательной базы лечения диабета в политические решения и практику
- переориентация систем здравоохранения и финансировании профилактической модели и модели комплексной помощи на протяжении всей жизни
- партнерской работе, если это необходимо, с организациями частного сектора, с целью искоренения бедности и неравенства и устранения социальных и средовых детерминант диабета.
Интеграция и оптимизация человеческих ресурсов и услуг, предоставляемых здравоохранением
Эффективное лечение диабета может осуществляться различными профессионалами здравоохранения и специалистами. Не обязательно создавать отдельную систему, достаточно интегрировать диабет в структуру услуг, предоставляемых при других НИЗ, а также таких заболеваниях, как ВИЧ/СПИД и туберкулез. ВОЗ подчеркивает важность создания сильной первичной медико-санитарной помощи, что обеспечит доступ к высококачественным услугам, предоставляемых здравоохранением. Эффективная работа на уровне первичного звена значительно повышает качество
предоставляемой диабетологической помощи, однако, здесь требуется междисциплинарный подход, который подразумевает участие ряда узких специалистов и предоставление больничных услуг. Он может быть эффективно использованы для укрепления первичной медико-санитарной помощи путем мониторирования, тренингов, обеспечения технической поддержки и клинического лидерства, политики и протоколов.
ООН и ее агентства должны проводить интенсивную работу с правительствами разных стран, что позволит переориентировать систему здравоохранения с традиционных приоритетов, т.е. лечения острых состояний, на более инициативные модели, направленные на профилактику. Это потребует от правительств соответствующего обучения и оснащения работников, которые будут заниматься профилактикой и лечением диабета. Для этого также потребуется уделять особое внимание обучению самоконтроля диабета, что углубит знания, поможет выработать навыки и уверенности людей с диабетом в том, что они способны хорошо управлять своим заболеванием. Кроме этого, люди с диабетом, по сравнению с теми, у кого нет диабета, втрое чаще страдают депрессией и тревожным расстройством, Поэтому, если мы хотим научить профессионалов здравоохранения эффективно лечить диабет, мы должны обучить их тому, как вести подобные консультации и вырабатывать у пациентов навыки самоконтроля.
Пересмотр и оптимизация систем поставок
Существуют неоспоримые доказательства того, что адекватный доступ к безопасным, эффективным, доступным эссенциальным препаратам, диагностическим методам и средствам первой необходимости для лечения диабета снизят количество осложнений и улучшат состояние здоровья. Обеспечение такого доступа требует надежной и прозрачной системы поставки и распределения препаратов и методов первой необходимости во все соответствующие учреждения здравоохранения. Устранив потери и утечку препаратов, как результата коррупции и неправильного планирования, можно добиться значительной экономии средств. Абсолютно необходимо укрепить систему здравоохранения, так, чтобы возможно было делать прогнозы, выбирать приоритеты, планировать и мониторировать поставки и использования препаратов и методов первой необходимости. Препараты первой необходимости для лечения диабета относительно недорогие. При технической поддержке агентств системы ООН и международных доноров, возможно, снабдить ими всех нуждающихся во всех странах мира. ВОЗ в партнерстве с международным диабетическим сообществом, может разработать модельный список из 10-12 недорогих препаратов первой необходимости для лечения диабета. Это позволило бы спасти миллионы жизней в развивающихся странах.
Получение и стратегическое использование данных научных исследований
Поиск доказательств, которые подкрепят усилий по борьбе с диабетом и связанными с ним НИЗ требует вовлечения широкого круга исследовательских методов и дисциплин, включая, но, не ограничиваясь, лабораторную и клиническую медицину, общественное здоровье, образование, социологию, психологию, сельское хозяйство, архитектуру, планирование, и экономику. Не все страны имеют возможность проводить комплексные научные исследования, однако полученные на местах доказательства, которые используются в теории и на практике, могут стать мощным инструментом для достижения максимальных результатов, даже с учетом ограниченных затрат на здравоохранение. Эффективность использования средств, выделяемых на исследования, может быть оптимизирована посредством:
- определение приоритетов национальной исследовательской программы, что поможет выявить пробелы в знаниях и доказательствах, препятствующие профилактике и контролю диабета
- создание исследовательских ресурсов и поддержка исследований с учетом установленных приоритетов.
Для обеспечения обратной связи и внедрения последних открытий в политику и практику необходимо на национальном уровне выявить и согласовать все процессы и механизмы. Кроме того, оценка методов и механизмов профилактики диабета и улучшения и упрощения поставок препаратов и методов, особенно в отдаленные и бедные ресурсами сообщества, равно как и усилия по поиску способов излечения диабета 1 и 2 типа должны стать приоритетами международной научно-исследовательской деятельности.
Мониторирование, оценка и обмен полученными данными
Для оценки результатов вмешательств и эффективного распределения средств, срочно требуются значительные вложения и специальные бюджеты для разработки систем мониторинга и оценки. На местах необходимо расширить возможности точного и прозрачного сбора, интерпретации и использования накопленных в разных секторах данных. Центральное агентство, выходящее в состав правительства или назначенное им, должно заниматься сбором данных и подготовкой отчетов в масштабах страны.
Свободный доступ должен быть обеспечен к регулярным отчетам (ежегодным или каждые два или пять лет) о соответствующих детерминантах здравоохранения и полученных результатах, они должны быть использованы как базис для непрерывного улучшения качества предоставляемой диабетологической помощи. Необнародованная информация, полученная в результате мониторирования и проводимых исследований, теряет свою эффективность. Одно из требований к системам заключается в предоставлении людям с диабетом, профессионалам здравоохранения и правительствам адекватной и точной информации, на основании которой можно будет повысить качество проводимой профилактики и лечения диабета, а также наблюдать, как исполняются политические обязательства.
На местном уровне работники здравоохранения должны уметь собирать и вести поиск информации, необходимой для принятия решений по лечению и уходу. Системы, которые обеспечивают обмен информацией между специалистами, и работниками первичной медико-санитарной помощи и людьми с диабетом, могут значительно уменьшить дублирование услуг и увеличить их рациональное использование. Системы и службы здравоохранения и частные лечебные учреждения должны быть в состоянии предоставлять правительственным агентствам, ответственным за мониторирование здоровья населения и оценку Национальных программ диабета, основную информацию о процессах и результатах.
Стабильное выделение необходимых ресурсов, как на национальном, так и на международном уровнях
Для осуществления Глобального плана борьбы с диабетом и сокращения сроков достижения целей развития, согласованных на международном уровне необходимо в кратчайшие сроки получить инновационное, стабильное и регулярное финансирование. Ресурсы для борьбы с диабетом и другими НИЗ доступные в настоящее время совершенно неадекватны. Несмотря на явные доказательства того, насколько разрушительный характер носит эпидемия НИЗ в странах с низким и средним уровнем дохода, менее 3% от 22 миллиардов долларов США, были выделены Официальной помощью развития на борьбу с НИЗ. Диабет и связанные с ним НИЗ должны быть интегрированы в национальную и международную политику и планы, здравоохранения и развития, стратегии по искоренению бедности, рамочные программы оказания помощи в развитии, а также в национальные повестки сотрудничеству. Страны, являющиеся международными донорами, должны согласовывать свою помощь с приоритетами страны-получателя, о чем говорится в Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи (2005). Самое главное заключается в том, что страны-получатели должны самостоятельно определять свои приоритеты в зависимости от бремени заболеваний в этих странах и, соответственно, запрашивать помощь. Кроме того, абсолютно необходимо увеличить инвестиций в системы здравоохранения. Сильные системы здравоохранения требуют стабильных вложений. Мобилизация внутренних ресурсов является важной стратегией обеспечения гарантированного и предсказуемого финансирования, хорошим примером могут служить некоторые стран с низким и средним уровнем дохода, которые используют налоги на табак и алкоголь для финансирования больничной инфраструктуры и программ по профилактике НИЗ.
Широкое вовлечение общественности
Развитие диабет в значительной степени зависит от нашего образа жизни, от того, как мы живем, работаем, что употребляем и как ведем дела. Система здравоохранения не создает эту проблему, и поэтому она не может быть решена исключительно системой здравоохранения. Эффективная борьба с диабетом и связанными с ним НИЗ требует поиска на глобальном (и национальном уровне) путей этичной и эффективной работы на всех уровнях и во всех секторах общества. Для стимулирования инноваций, развития новых идей и создания новых финансовых потоков необходимо налаживать прозрачное партнерство между государственным и частным секторами. Мировые агентства, национальные правительства, доноры, частный сектор, гражданское общество, работники здравоохранения и научное сообщество должны объединить усилия, чтобы ответить на брошенный вызовы. Абсолютно необходимо:
- вовлекать и поощрять бизнес и промышленность, например:
- конструкторов и архитекторов, с тем, чтобы качественно улучшить дизайн зданий и создать в нем условия для занятий физическими упражнениями и активной общественной жизнью.
- пищевую промышленность с тем, чтобы сделать питательные и относительно недорогие продукты питания и напитки широкодоступными, свести к минимуму рекламу нездоровых продуктов и проводить в жизнь политику социальной ответственности бизнеса. - укреплять гражданское общество, например, оказывая поддержку и способствуя созданию национальных ассоциаций диабета и других неправительственных организаций, укрепляя уже существующие ассоциации и поощряя тесные связи между национальными ассоциациями диабета богатых и бедных стран.